Термин коммерческая недвижимость появился в середине 90-х. В эпоху тотальной приватизации предприятий коммерческая недвижимость подразумевалась, как нечто глобальное: завод, продуктовый магазин, нефтебаза или совхоз “Путь Ильича”. Предприниматели среднего звена и не мечтали купить нежилое помещение. Москва и города миллионники в те годы не знали о приближении эпохи торговых пассажей и коридоров. Крытая палатка на вещевом рынке была пределом грез для многих новоявленных маркитантов и деловаров.
В начале двухтысячных первые капиталы были заработаны, и нувориши встали перед вопросами:
Имя гения-первопроходца, который рискнул купить помещение или квартиру на первом этаже, забыто и стерто жерновами постсоветской истории. В середине две тысячи десятых девелоперы в Москве и многих крупных мегаполисах продавили решение властей о запрете перевода жилых помещений в сегмент коммерческой недвижимости.
Рынок немедленно трансформировался, и в современности крупные сети, а также матерые ритейлерыохотятся за помещениями у станций метро Москвы и проходных улиц мегаполисов, выставленными незадачливыми собственниками на продажу.
Казалось бы, стать рантье и получать, кажущийся пассивным доход от арендных платежей за коммерческую недвижимость, тривиально и порой невероятно скучно. Лишенный инициативы подход к арендному делу – одна из самых распространённых ошибок при управлении бизнесом и капиталом.
Совсем не случайно опытные владельцы коммерческой недвижимости вступают в различные ассоциации и общественные собрания. Обмен сведениями и опытом, крайне необходим для выработки адекватных арендных ставок и правильной совместной ротации арендаторов. Понимание бизнеса клиента-резидента, непрерывный мониторинг рынка коммерческой недвижимости, осведомленность о тенденциях в различных отраслях экономики – это лишь краткий перечень обязанностей преуспевающего рантье.
Резюмируя, покупка и правильное ведение арендного бизнеса – это неусыпная и ежедневная работа в области маркетинга, брокерства и бизнес-процессов.